Как создать целостное впечатление о себе: Серж Гингер и его пентаграмма

Гештальт-терапия рассматривает человека всегда во взаимодействии со своей средой, вписанного в контекст ситуации и отношений. Нет какого-то условного Валеры, болтающегося в сферическом вакууме, который пришел на прием к психотерапевту. Есть Валера, который сидит в кресле, вжавшись в спинку, дергает ногой, когда говорит о том, как боится расстроить маму, и психотерапевтку тоже боится расстроить, а на работе все не слава Богу, хотя, и в Бога то он вообще не верит. 

Серж Гингер - французский психолог, психотерапевт, основатель Парижской школы гештальта - несколько лет пытался найти символический образ, который бы представил целостное и многомерное видение человека.В результате он остановился на изображении звезды, пентаграммы. Этот символ имеет множество значений в разных традициях: завершенность, равновесный союз, гармонию. 

Гингер предлагает нам пять измерений для описания человеческой активности/жизни, которые рассматриваются гештальт-подходом. Каждое измерение соответствует лучу звезды. И важно помнить, что наш  условный Валера не существует в сферическом вакууме, то каждое измерение описывает его  именно через отношения с той или иной частью реальности:


1) Физическое измерение: тело, сенсорика, моторика, сексуальность... Здесь речь идет о моем отношении к собственному телу, куда включен только я, это измерение, в котором речь идет об отношениях с самим собой (размышления, чтение, медитация); 

Как я вижу свое тело?

Какие ощущения в теле я замечаю, а какие нет?

Как я отношусь к своему телу (т.е. Что я чувствую, когда замечаю то или иное проявление телесности? Что я чувствую, когда оцениваю свое тело тем или иным образом?) 

Все, что касается сексуальности. Что я о ней знаю? Как отношусь?

Валера, например, подумал бы о том, что слегка понабрал в весе. Это грустно, он себе не нравится, что уже и женщинах говорить. Но вот по поводу того, что каждое утро зарядку делает, Валера раудется - наконец, шею ломить перестало.

2) Аффективное измерение: «сердце», чувства, любовные отношения, другой человек... Мои аффективные отношения с любимым человеком (пара),  отношения двоих (дружба, любовь, сексуальные отношения); 

Здесь мы вспоминаем близких людей, людей, которые нам важны. Например, Валера тут мог бы написать, что с мамой у него сложные отношения. Он ее так же сильно любит, как и ненавидит. А еще есть лучший друг, которому он завидует и всеми силами пытается это скрыть. 

3) Рациональное измерение: «голова» (оба полушария головного мозга!), мысли и творческое воображение... Мои интеллектуальные связи (с несколькими людьми). Отношения с коллегами по работе или учебе,  отношения с людьми по интересам. 

В общем, здесь все понятно :) Валера мог бы добавить в измерение «голова» свои желания о повышении по работе, планы сделать головокружительную карьеру, сложные отношения с боссом. А вот свою тайную влюбленность в секретаршу Танечку он бы определил в сердечное измерение:)

4) Социальное измерение: отношения с другими людьми, человеческое, культурное окружение... Мои более широкие социальные связи с группами людей. Речь идет о том, как я включен в широкие сообщества, связанные с экономикой, политикой, экологией и тд.;

Валера негодует о том, что нарушается его конституционные права, за последние пол года значительную часть его жизни занимает участие в общественных акциях. Он волонтерит, пишет письма и чувствует, что делает что-то важное.

5) Духовное измерение: место и значение человека в окружающем космосе и глобальной экосистеме... Мою принадлежность ко Вселенной, то есть через постепенно расширяющиеся связи, отношения с Миром (экология, философия, духовность, религия...). 

С течением жизни связи человека с миром постепенно расширяются и усложняются. Мы накапливаем все больше знаний. Мы чаще начинаем чувствовать себя принадлежащими целой Вселенной.

В этом измерении описывается наш опыт отношений с тем, что больше нас, опыт отношений с чем-то, выходящим за пределы объяснимого. 

Валеру иногда посещают волнующие переживания: он чувствует себя листом, на осеннем дереве, который еще держится за ветку, но вот-вот готов отдаться порыву ветра и улететь в бесконечность. Он задумывается о том, существует ли Бог, как бы он мог выглядеть, действительно ли он создает все окружающее, или все же сознание человека дает нам эту реальность во всей ее красоте.

Все измерения Гингер расположил в определенном порядке:

1) Человек стоит на своих двух ногах; физической и мета-физической, которые обеспечивают его «якорение» на Земле и в мире. 
2) Две его руки позволяют ему вступить в отношения с другим человеком или другими людьми. Причем левая рука (со стороны сердца) связывается с аффективными отношениями, а правая рука (более активная) — с социальными. 

3) Левая часть пентаграммы имеет отношение к внутренней жизни человека (его тело, сердце, голова), тогда как правая часть имеет отношение к его ближней (социальной) или глобальной (космической) окружающей среде. 

Если перемещаться от одного конца пентаграммы к другому по часовой стрелке, то можно последовательно пройти через: 

1) Мое отношение к моему собственному телу, куда включен только я (одиночество). 

2) Мои аффективные отношения с любимым человеком (пара). 

3) Мои интеллектуальные связи (с несколькими людьми). 

4) Мои более широкие социальные связи с группами людей (сообщество). 

5) Мою принадлежность ко Вселенной, то есть через постепенно расширяющиеся связи. 

В этом же порядке происходит и онтогенез человека, его индивидуальное развитие от момента рождения до смерти: 

1) Грудной ребенок сконцентрирован, прежде всего, на собственном теле. 

2) Потом младенец устанавливает особые аффективные отношения со своей матерью. 

3) Затем, уже в сознательном возрасте, ребенок расширяет круг своих отношений в школе. 

4) Подросток и взрослый активно участвуют в общественной жизни. 

5) Пожилой человек, думающий о собственной смерти, все больше и больше интересуется духовной жизнью.

В течение жизни человеку важно поддерживать баланс между наполненностью событиями во всех измерениях, потому что наше поведение обусловлено всеми этими пятью сферами: моим организмом и моими ощущениями, моими желаниями и отношениями, моими мыслями или решениями, а также частично меня обусловливающей окружающей социальной средой; оно также зависит от жизни всей вселенной: от климата, времени года, вращения Земли и солнечного света... не говоря уже о коллективном бессознательном и Боге. 

С. Гингер, А. Гингер Гештальт — терапия контакта / Пер. с фр. Е.В.Просветиной — СПб.: Специальная Литература, 1999.—287 с.