Памятка для родителей к 1-му сентября: Как пережить День Знаний или советы «нерадивой, безответственной» матери

О сколько нам открытий чудных
Готовят просвещенья дух
И Опыт, сын ошибок трудных …
А.С Пушкин

«Вы – нерадивая, безответственная мать» - распекала меня директриса за несвоевременно предоставленную медицинскую справку.  «Вот влипли» - тоскливо думала я, представляя впереди одиннадцать лет школы.

Уважаемые родители, поход ребенка в первый класс – это стрессовое событие, к которому лучше заранее подготовиться.

В прошлом сентябре имела удовольствие отдать детей в первый класс. Поэтому, ниже мой личный «опыт, сын ошибок трудных» и рекомендации, как облегчить себе участь и не жечь себя, неидеального в геенне огненной по поводу и без.

Удачи вам!

«Своевременность – как возможность избежать лишней нервотрепки»

Начинайте готовиться к походу в школу заранее. Помните, вы тоже идете в школу, только в другой роли. Собирайте ценную информацию от «бывалых» по поводу того, какие тетради, пластилины, счетные палочки, формочки, контейнерчики и т.д. нужно нести. Кстати, рюкзак в первый класс нам нужен не был.

Вовремя сделайте медицинскую справку, которая является основанием для зачисления ребеныша в первый класс. Ибо, как правило, директора школы – не самые приятные собеседники. Они подвержены профессиональной деформации, и будут разговаривать с вами как с законченным двоечником, апеллировать к чувствам вины и стыда, и нагружать вас негативными оценочными суждениями.

«Отдам ребенка в хорошие руки»

Для младших школьников учитель становится самой авторитетной фигурой, чьему мнению он будет безоговорочно доверять, и на кого он будет ориентироваться. «А наша учительница сказала, что нельзя пить молоко с медом, когда горло болит, потому что там микробы размножаются» - и все, пропал бабушкин метод.

Так что, если есть возможность, познакомьтесь с будущим первым учителем ребенка заранее, лично. Приглядеться стоит не только к содержанию того, что говорит педагог, но и как он это делает. Хотя, некоторые совершенно искренне предпочитают, чтобы на их ребенка орали, наказывали и «Были пожестче».

«Лиха беда началом»

Не ожидайте, дорогие родители, что ваш ребеныш, еще вчера набивающий каштанами карманы на детсадовской площадке, надев школьную форму, вдруг, превратится в УЧЕНИКА, со всей отягчающей эту роль ответственностью. Каким бы взрослым он/она не выглядели с прическами и в пиджачках – это малые дети, а точнее, дети младшего школьного возраста.

Для вашего же лично нервосбережения найдите учебник по возрастной психологии и ознакомьтесь с психо-физиологическими особенностями развития детей данной возрастной группы.

Основная идея в том, что изменения в психической сфере ребенка происходят не сразу, как только он переступает порог школы, а ПОСТЕПЕННО, на протяжении всех начальных классов:

  • Основной вид деятельности игру ему придется сменить на целенаправленную познавательную деятельность. 

ПОСТЕПЕННО – это значит, что с ним нужно будет сначала играть «в школу, в делание уроков», придумывать всякие заманушки, чтобы он писал свои каракули в прописях и считал палочки. Со временем, он сможет делать это сам, потому что это его дело.

  • В младшем школьном возрасте внимание ребенка становится произвольным. Это значит, что ребенок сам выбирает, прилагает усилие, на что обратить внимание.

ПОСТЕПЕННО – это значит, что первоклассник еще продолжает отвлекаться на любые шумы и раздражители, привлекающие его внимание. Он непроизвольно откликается на все, что эмоционально ярко и привлекательно. И только со временем научается концентрироваться на том процессе, который мы ему предлагаем. Так что, нечего его ругать, если через пять минут крючков и палочек он побежал к своим игрушкам. Напрягитесь, и придумайте что-то веселое и яркое, чтобы вернуть его к тетрадям.

  • Наглядно-действенное мышление меняется на абстрактно-логическое.

ПОСТЕПЕННО – это значит, что в начале много ярких картинок, наглядных предметов, которые можно трогать руками, которые привлекают взгляд. Это значит, что ребенок будет сначала загибать пальцы и только потом освоит счет в уме. И темп у каждого разный.

  • Что касается эмоций.

Ребенок попадает в строго нормированную ситуацию школьной жизни: расписание, правила поведения в классе, на перемене, в столовой. Свобода ребенка меняется на его зависимость. Ребенок учится справляться все с большей ответственностью за себя самого, ему приходится удерживаться от импульсивных желаний. И все это происходит ПОСТЕПЕННО.

«Ваш ребенок – в стрессе, даже если этого и не заметно»

Он попал из знакомой среды в незнакомую: много других детей, старших детей и огромных, по его меркам, старшеклассников, взрослых тетей-учителей, вахтеров, которые рано или поздно обязательно примут участие в его воспитательном процессе. Ему/ей нельзя играть с любимой игрушкой, а надо сидеть и слушать учительницу и т.д.

Не рассчитывайте на то, что ребеныш после школы вам будет рассказывать что-то типа: «Мама/папа, мне было страшно и одиноко. Я боюсь взрослых мальчиков, а учительницу больше всех. А еще я так рад новым друзьям, так люблю, когда меня хвалят. А потом мне было стыдно, когда меня словили и сказали, что ползать по полу в школе нельзя» и т.д. В общем-то, не многие взрослые способны таким образом описывать волнующие их события.
Так что, ваш первоклассник будет ныть или «истерить» по тому поводу, который прост и привычен для его маленькой головки: «Не хочу надевать кофту, она худая», «А почему ты сказала, что мы пойдем этим путем, а идем другим», «Купи мне что-нибудь, ты никогда нам ничего не покупаешь, никогда» и т.д.

Здесь важно быть терпеливым и чутким. Понимая, что ребенок не просто без повода «накручивает вам нервы», а делает огромную работу по ассимиляции возбуждения, накопленного в психике за целый учебный день – проще помочь ему в этом.

Жалеть, слушать и еще раз жалеть! Он/она маленькие, вы – взрослый. И вы его/ее любите!

«Ребенку важно знать, что вы на его стороне»

На второй неделе школьной жизни разговор с сыном.
- Мама, а что если в школе меня кто-нибудь ударит?
- Ну, дай ему сдачи, если посчитаешь нужным.
- Нет, ну а если это кто-то взрослый?
- Старшеклассник?
- Нет, ну там взрослый, например, учитель.
- Малыш, учителя не должны быть детей.
- Нет, ну а если какая-нибудь учительница меня ударит?
- Тогда я приду и вырву ей все волосы. Никакой взрослый не имеет права тебя бить.
- Правда?
-Конечно.
- А как ты вырвешь ей волосы, по-настоящему? А если не получится?
- Ну, не знаю, может и не буду ничего вырывать, а просто поговорю очень строго.
- А если это дядя учитель?
- Тогда папа придет, против дяди я слабее.
(Далее длинная беседа о том, легко ли вырывать волосы, больно ли это, может есть другие меры воздействия и т.д.)
В последствие выяснилось, что ребенок видел, как учительница на перемене дала подзатыльник ученику за какую-то провинность. Он, скорее всего, испугался и проверял, есть ли у него за спиной кто-то, на кого можно опереться, кто его защитит. И весь этот разговор о вырванных волосах не более чем метафора.

Основное сообщение, которое ребенок должен от вас получить: «Я на твоей стороне! Я буду тебя защищать!».

«Вспомнить все»

Чтобы лучше понять, что происходит с вашим ребенком, вспомните свой первый поход в школу, первую поездку в пионерский лагерь, или впервые в детском саду. Не делайте это на ходу, в присутствии других людей. Нужны время и тишина, чтобы хорошенько погрузиться в эти воспоминания примерно 30-тилетней давности. 

Моя память воссоздает такое противное сосущее под ложечкой чувство, и то, как неприятно сводит в животе, и то, как стыдно, когда ругают перед всеми детьми, и радостное возбуждение от торжественности момента, и белые пионы в руках, банты на голове …
Вспомните свой первый класс – хотелось вам учить уроки или играть с друзьями, чем вы жили тогда, чему огорчались и чему радовались.
Расскажите своему ребенку об этом. Пусть он удивится тому, что мама и папа тоже были маленькими, что им тоже было страшно, хотелось гонять на велике, а не учиться. Но папа и мама старались, потому что так люди взрослеют.

«Если есть возможность – возьмите отпуск»

Без комментариев. В место отпуска возможны опции «бабушка/дедушка/няня». Но опция «родитель» на порядок лучше.

«Форма – зло!»

Этот пункт не имеет никакой психологической рекомендательности. Это исключительно моя личная родительская боль. Форма – зло! Сначала ее надо купить: примерка 15 вариантов брюк и пиджаков на первоклашку, которому это все скучно и неинтересно – это испытание не для слабонервных. А еще форму нельзя купить заранее, когда все в летних отпусках и в магазинах пусто. Потому что ребенок за лето стремительно подрастает. Вот и запланируйте себе пару тяжелых часов в последние недели августа. А ребенка можно мотивировать тем, что он будущий УЧЕНИК (вашему малышу приятно такое повышение статуса), но, опыт показывает, что мороженка срабатывает лучше.

А потом, когда вы нарядите детей в пиджаки платьица, белы колготы и рубахи, оставшись искренне довольны и содержанием и формой, Вам останется только смотреть, как это 7-милетнее содержание, поползет в своей новой форме на коленях по коридору, вытрет спиной школьную доску, обрисует ручкой белые манжеты, а после продленки принесет ее в мешке, скомканную и поруганную.

Берегите себя, дорогие родители! Вы – самое дорогое, что есть у ваших детей!