Как сказать и не навредить? Работа над ошибками.

Консультирует Ирина Загорская - психолог, гештальт-терапевт.

Сегодня мы поговорим о различных ошибках в воспитании детей, попробуем разобраться в причинах и мотивах многих наших фраз, в том, как слышат нас наши дети, а также искать «золотую середину» и правильно формулировать свои послания детям.


*Пугающие послания
«Не бегай, свернешь шею», «Будешь плохо есть - тебя любой побьет».
Ребенок слышит только вторую часть и делает вывод, что жить – опасно, а поэтому лучше не любопытствовать и не участвовать.
Старайтесь заинтересовать ребенка желанным поведением «Будешь хорошо кушать – будешь сильным и быстро ездить на велосипеде».

*Жесткие ограничения, требования и правила
Многие родители приучают детей стойко переносить любые тяготы и невзгоды.
«Не хочешь учить буквы в 3 года, а что будет с тобой в школе, каково тебе придется? Привыкай!»
«Устал? Ничего…надо себя преодолевать», «Начатое нужно доводить до конца».
Руководствуясь высокими целями, родители часто добиваются противоположного эффекта: дети начинают бояться жизни, ненавидеть маленькие трудности, с которыми приходится сталкиваться. Дети стараются избегать ситуаций, требующих физических и волевых усилий – любое преодоление воспринимается как насилие над собой.
Постарайтесь ослабить свои требования, возможно, так вы добьетесь большего.

*Обесценивание
«Не трогай, снова сломаешь», «Дай, я сама сделаю».
Послание – ты ничего не умеешь. Рушит уверенность в себе и своих возможностях. Ребенок теряет инициативу.
Совершая ошибки, ребенок развивается, вырабатывает уверенность в себе: «Попробуй еще раз!», «Сломал? Сейчас починим»
Также часто родители не замечают либо отмахиваются от детей, отказываются слушать сочиненную ребенком песню, или играть с малышом, ссылаясь при этом на домашние дела. Родители считают, что факт их занятости сам по себе является веской причиной для отказа: «Я и так все делаю для него – кормлю, одеваю. Почему я должна еще и играть?»
Подчеркивая значимость хлопот по хозяйству, взрослые требуют признательности за то, что ребенок еще не может оценить. Зато ребенок четко понимает, что родители просто не хотят проводить с ним время.
Если вы заняты, не отказывайте категорично ребенку. Скажите, что как только вы освободитесь (домоете три тарелки), то обязательно уделите ему время.


*Сравнения
«Маше три, а она уже сама руки моет».
Ребенок сомневается, что его любят. Он чувствует страх, растерянность, ревность и злость (которые, чаще всего, оказывается запрещено выражать).
Ориентируйтесь на самого ребенка: «Летом ты еще не умел мыть сам руки, а теперь моешь». Заведите дневник успехов, куда вместе с ребенком записывайте его успехи и рассматривайте, чтобы подтолкнуть к новым достижениям.

*Захваливание
«Ты самый умный/красивый у меня»
Надо хвалить не самого малыша, а его действия (ты красиво нарисовал). Иначе ребенок будет слишком зависимым от одобрения окружающих и будет всячески стремиться к похвале, а не к достижению цели. И если ребенок окажется среди сверстников, где не все заметят и оценят его «звездность», это может стать сильным разочарованием для него.


*Обвинения
«Не кричи, у меня голова лопнет!», «У бабушки чуть сердце не остановилось».
Ребенок воспринимает все буквально. Чувствительные дети могут испугаться, что у мамы и правда разлетится голова и откажутся от любого проявления эмоций. Другие дети могут поэкспериментировать над громкостью криков и когда поймут. Что с головой и сердцем все в порядке, просто будут игнорировать ваши просьбы и вряд ли посочувствуют вам во время болезни – вы же шутили, что вам больно.
Заинтересуйте ребенка чем-нибудь другим, переключите его с «кричалок» на «шепталки».

*Ультиматумы
«Не съешь суп – мороженое не дам», «Не уберешь игрушки, не включу мультики»
Через несколько лет ваш подросший ребенок скажет: «Не дашь пирожное, суп не съем», «Учить буквы? Купи тогда вон ту машину».
Призывайте на помощь фантазию – «суп - это море с кораблями-овощами».

*Шантаж любовью
«Такого тебя никто любить не будет», «С таким грязнулей никто не будет дружить», «Не будешь слушаться - не буду тебя любить».
Ребенок чувствует страх и растерянность и пытается вернуть интерес родителей любым доступным способом – капризами и истериками. Также это может привести к низкой самооценке – сам по себе он любви не заслуживает, только если хорошо себя ведет и опрятен.


*Ограничения
Многие родители создают для ребенка огромное количество искусственных ограничений, пытаясь привить ребенку скромность и прочие необходимые «настоящему человеку» качества. Так, например, несмотря на финансовые возможности, взрослые не покупают красивой одежды и дорогих игрушек. «Велосипеда, на котором катались три поколения» вполне достаточно для нормальной жизни, а излишества ни к чему. Пусть лучше мечтает о подвигах и достижениях.
У ребенка может формироваться представление о себе, как о человеке, который не достоин детских радостей. Это другим детям могут подарить  25-ю машинку, а рожденным для подвигов, следует думать о более высоких целях.
Редкие и чрезмерно скромные подарки развивают в детях скупость и тревожную привязанность к вещам гораздо сильнее, чем адекватное воспитание в рамках философии потребления.
Если иногда делать ребенку небольшие сюрпризы. Он будет гораздо спокойнее переносить отказы и перестанет воспринимать каждую покупку, как единственный шанс обогатиться чем-нибудь.


Удачи, дорогие родители!

Автор статьи: Ирина Загорская
Мама, психолог, гештальт-терапевт, автор и ведущая проекта "Счастливые родители=Счастливые дети».
«В своем проекте я поддерживаю развитие темы осознанного родительства. Я помогаю родителям лучше понимать себя и своих детей, справляться со своими эмоциональными трудностями (ведь они тоже корнями уходят в наше детство), повысить свою родительскую компетентность в вопросах воспитания и развития детей. Если вы планируете беременность, ожидаете ребенка или уже являетесь родителями - я буду рада познакомиться с вами».

Запись на мастер-классы в рамках проекта "Счастливые родители = Счастливые дети" на 2015-2016 г.г.  ведется по тел. +375 29 3816661.